В России идут работы по созданию многофункционального энерготехнологического комплекса

В России идут работы по созданию многофункционального энерготехнологического комплекса (МЭК), чтобы обеспечить надежное и качественное энергоснабжение удаленных регионов с децентрализованным энергоснабжением. В настоящее время эта задача в основном решается за счет дизельных электростанций. Парк дизельной техники давно устарел, удельные расходы топлива превышают разумные пределы – необходима замена изношенного и морально устаревшего оборудования новым, которое бы соответствовало современным требованиям энергоэффективности, ресурсосбережения, использования местных топливных ресурсов и ВИЭ.

МЭК – это гибридная электростанция, представляющая собой систему отдельных транспортабельных модулей, конструктивно и функционально совместимых между собой, которыми управляет единая система управления. Комплекс обеспечивает параллельную работу ВЭС и дизельной электростанции. В зависимости от ветропотенциала и графика нагрузки со стороны потребителей МЭК позволяет оптимизировать их режимы работ по критериям максимальной энергетической и экономической эффективности. В проекте МЭК основным источником энергии является ветер, дизельный генератор включается тогда, когда сила ветра недостаточна. Особенностью данного комплекса являются высокие показатели качества электрической энергии на различных режимах работы МЭК при любом распределении автоматизированной системой управления мощности между ДЭС и ВЭС. Проблема обычных дизель-генераторов в том, что они работают при постоянных оборотах, обеспечивая стандартную частоту в сети, такой режим неэкономичен. В МЭК применен видоизмененный генератор, обеспечивающий работу приводного двигателя в широком диапазоне скоростей. Частота вращения такого дизель-генератора переменная – он может сбрасывать и набирать обороты в зависимости от нагрузки и автоматически перестраивается для работы в наиболее экономичном режиме. Подобное нововведение позволяет снизить расход топлива на 15-20%. Стыковка такой ДВС-электростанции с ветрогенератором и утилизация тепла дизельной станции повышает этот показатель до 40%.

Летом 2008 г. в Воркуте были проведены полевые испытания дизельной электростанции, имеющей всережимный дизель-генератор и преобразователь частоты, с ветроустановкой, входящей в состав ветровой электростанции Заполярной. Испытания подтвердили работоспособность как системы управления, так и дизельного блока МЭК на всех предусмотренных режимах изменения нагрузки и ветрового потока.

Специалисты ФГУП “Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева” разработали ортогональную ветроэнергетическую установку мощностью 30 кВт, обладающую высокими аэродинамическими характеристиками. По сравнению с традиционной, новая ВЭУ отличается простотой монтажа. Ведутся разработки по созданию аналогичных ВЭУ мощностью 55 кВт и 100 кВт.

Новая ВЭУ – это ортогональная ветроустановка, которая в своем классе обладает уникальными техническими свойствами и характеристиками: низкая стартовая скорость (2 м/с), самораскрутка, высокие энергетические характеристики. Установка снабжена рабочей и аварийной системами торможения, подогревом лопастей, предохраняющим от образования гололеда, специальными опорами вращения на магнитной подвеске, что делает ВЭУ пригодной для эксплуатации в условиях сурового климата. Для автономного энергоснабжения предусмотрен синхронный генератор, позволяющий дискретное переключение на различные частоты, имеется стабилизация частоты и напряжения выдаваемой энергии.

Публикации по теме: