На чем будут работать автомобили будущего: на биотопливе, электричестве, водороде?
Создается впечатление, что под давлением общественного мнения, требующего “зеленых” автомобилей, производители лишились рассудка и погнались за всеми зайцами (технологиями) одновременно, тратя на это миллиарды. “В настоящий момент мы не можем не развивать все технологии экологически чистых двигателей – просто потому, что не знаем, какая технология победит”, – объясняет президент General Motors (GM) Рик Вагонер.
США (самый большой автомобильный рынок на планете) – в авангарде провозглашенной борьбы за “зеленые” автомобили. В январе 2008 г. площадкой для демонстрации этой борьбы стал Детройтский автомобильный салон.
Бензин и биотопливо
Главная проблема для Северной Америки – отсутствие достаточного количества сырья для производства биоэтанола (чтобы обеспечить топливом многомиллионный автомобильный парк страны) и, как следствие, отсутствие необходимого числа АЗС, предлагающих биоэтанол. По разным оценкам, в США 140 000-170 000 заправок, но только на 1% из них можно залить биоэтанол. Максимальное количество биоАЗС – в штатах Среднего Запада, где выращивается кукуруза, идущая на изготовление биоэтатола. В южной Флориде до последнего момента была лишь одна подобная заправка, а на Аляске их не было в принципе.
Слабая развитость сети биоАЗС и отсутствие необходимого количества сырья для биотоплива удерживают американских автопроизводителей от увеличения производства машин, работающих на биоэтаноле. При содействии GM за последние 18 месяцев в США были открыты 300 новых биоАЗС, а в дни Детройтского автосалона GM объявила о покупке доли в компании Coskata, которая обещает построить завод и наладить производство 100 млн галлонов биоэтанола в год из промышленных и бытовых отходов – он будет в три раза дешевле, чем сейчас стоит бензин в США.
Вопрос снижения зависимости от импортной нефти для США еще и политический. В настоящий момент США потребляют 5 млрд галлонов биоэтанола в год, но правительство поставило задачу довести потребление до 36 млрд галлонов в 2022 г., включая 21 млрд получаемого из промышленных и бытовых отходов. Конгресс США также одобрил правительственную субсидию в размере 51 цента за галлон местного биоэтанола и ввел пошлину в размере 54 центов за галлон на импортный биоэтанол, чтобы поставить барьер на пути дешевого бразильского топлива, получаемого из сахарного тростника.
К 2012 г. половина всех выпускаемых GM автомобилей сможет потреблять как обычный бензин, так и биоэтанол.
Бензин и электричество
Успех гибрида Toyota Prius убедил и других автопроизводителей, что покупатели готовы воспринимать автомобили, работающие и на бензине, и на электричестве. Toyota уже начала продажи в США гибридной версии своего бестселлера – Camry. Президент Toyota Катсуаке Ватанабе заявил в Детройте, что на следующий год компания привезет в США два новых гибрида: один под маркой Lexus, другой – Toyota, что станет очередным шагом для достижения в следующем десятилетии ежегодного объема продаж гибридов в 1 млн шт.
Очередной шаг в эволюции гибридных автомобилей – электромобили с подзарядкой, владельцы которых смогут заряжать батареи от внешних электросетей во время стоянки. Японские, американские и европейские концерны включились в гонку – кто быстрее выведет подобные автомобили на рынок. GM и Toyota заявили, что их подзаряжаемые электромобили появятся в продаже в США уже в 2010 г. Созданная бывшим дизайнером люксовой марки Aston Martin Хенриком Фискером компания Fisker Automotive хочет начать продажи гибридного спортседана Karma в конце 2009 г. Honda готова предоставлять в США в лизинг гибрид FCX Clarity, работающий на топливных элементах, уже летом (в Японии он поступит в продажу осенью).
Главная проблема для создателей электромобилей в том, что существующие сегодня аккумуляторные батареи не позволяют накопить необходимого для дальней поездки электричества или же получаются слишком большими и тяжелыми. Нужны новые технологии, которые позволят сохранять большее количество энергии и подзаряжать батареи в течение короткого времени – за ночь, что автомобиль припаркован у дома, или в течение нескольких часов на парковке в городе.
Toyota разрабатывает новые батареи совместно с компанией Panasonic, GM работает с двумя группами поставщиков – LG Chem-Compact Power и консорциумом A123 Systems и Continental AG.
В Европе главный полигон для отработки экологических технологий – Лондон. Городские власти ввели платный въезд в центр города, но для владельцев электромобилей он бесплатный. Более того, этим машинам предоставляются бесплатная парковка и возможность подзаряжать свой автомобиль. Как следствие, Великобритания стала крупнейшим рынком для электромобилей в Европе.
По материалам газеты «Ведомости»
Публикации по теме:18.02.2008
рубрики: Аналитика.