Круглый стол по выработке энергии из альтернативных источников энергии

25 февраля 2010 г. Комитет ГД РФ по энергетике провел круглый стол на тему: “Проблемы выработки тепла и электроэнергии на генерирующих установках, функционирующих на основе древесины, торфа и отходов производства”.

Использование широко распространенных биологических топливно-энергетических ресурсов в Российской Федерации в настоящее время незначительно. Потенциал использования таких ресурсов по предварительной оценке Экспертного Совета Комитета Государственной Думы по энергетике на перспективу до 2020 г. оценивается в 20 ГВт.

Расширение использования биологических ресурсов в энергетических целях позволит не только оптимизировать топливно-энергетический баланс страны, путем оптимизации его структуры, но и придаст дополнительные импульсы к развитию ряда субъектов федерации.

Из 64 субъектов Российской Федерации располагающих промышленными запасами торфа, 37 подтверждают необходимость развития энергетики на торфе, в некоторых областях, в частности в Нижегородской области Курганской, Псковской, проведена или ведется работа по разработке комплексных программ развития торфяной энергетики. По предварительной оценке потенциал востребованных энергетических установок на торфе на перспективу 2020 г. может составить в таких регионах около 6 ГВт.

Основным потребителем тепла и электроэнергии произведенной на генерирующих установках, функционирующих на основе торфа, древесины и отходов производства, являются объекты жилищно-коммунальное хозяйства, следовательно, заказчиком на возведение генерации в большинстве своем способен выступить муниципалитет. Таким образом, за небольшим исключением, это генерирующие установки малой или средней мощности.

Участниками круглого стола выработан ряд рекомендаций:

1. Правительству Российской Федерации

– провести разработку и принятие в установленном порядке федерального закона, охватывающего вопросы тарифообразования, технического присоединения и диспетчеризации объектов малой энергетики;
– на законодательном уровне закрепить обязательность разработки муниципальными образованиями программ комплексного развития энергетической инфраструктуры муниципального образования, синхронизированных с региональными программами развития;
– для повышения заинтересованности муниципальных образований на краткосрочную перспективу, в случае принятия решения о модернизации старых или строительства новых малых генерирующих установок с переводом на местные виды топливно-энергетических ресурсов, возмещать владельцу, за счет федерального бюджета, разницу между себестоимостью тепло- и электроэнергии произведенной данных генерирующих установках и средней себестоимостью производства на тепло- и электроэнергии на аналогичных объектах, использующих в качестве топлива природный газ;
– рассмотреть возможность принятия закона о когенерации, который позволяет развивать малую энергетику на традиционных видах топлива и на возобновляемых источниках энергии;
– подготовить и провести тендер на разработку комплексных типовых проектов малых генерирующих установок (в т.ч. когенерационных установок), функционирующих на основе торфа, древесины и отходов производства.

2. Субъектам Российской Федерации

– разработать план мероприятий по созданию генерирующих мощностей (путем модернизации существующих и строительства новых), функционирующих на основе распространенных местных топливно-энергетических ресурсов, а также возобновляемых источников энергии, в т.ч. биоресурсов, отходов производства, и включить полученные результаты в региональную программу повышения энергетической эффективности;
– подготовить и представить в Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации предложения по участию предприятий и организаций округа в тендере по разработке типового проекта малой генерирующей установки (в т.ч. малой когенерационной установки), функционирующей на основе древесины, торфа и отходов производства.

Публикации по теме: