Юрий Липатов: «Перед Минэнерго стоит задача обеспечить работу отрасли в новых условиях и оперативно реагировать на все возникающие проблемы»

8 декабря 2010 года депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации заслушали отчет Министра энергетики Российской Федерации Сергея Шматко.

Председатель Комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов отметил, что «в докладе Министра энергетики Федеральному Собранию дан анализ состояния отрасли, определены пути ее дальнейшего развития и модернизации». Но, в то же время, «учитывая особое значение электроэнергетики в топливно-энергетическом комплексе страны и работы отрасли с 1 января 2011 года в новых условиях 100% либерализации рынка (за исключением населения и приравненных к ним категорий потребителей, а так же неценовых зон)», Ю. Липатов обратил «особое внимание Министерства и Государственной Думы на нерешенные вопросы».

Тезисы выступления Ю.А. Липатова:
«На сегодняшний день, несмотря на то что календарный год еще не закончился, можно с уверенностью утверждать, что потребление электроэнергии в 2010 году вышло на докризисный уровень. Поэтому обеспечение электроэнергией и теплоэнергией потребителей в необходимых объемах является важнейшей задачей предприятий отрасли. Особенно это важно для прохождения пиковых нагрузок в осенне-зимний период 2010-2011 годов. Эта цель может быть достигнута только при условии согласованных действий системообразующих организаций инфраструктуры отрасли, а от этого в свою очередь зависит надежность работы всего отраслевого комплекса.

На примере законодательных инициатив крупнейших субъектов электроэнергетики, которые поступают в Комитет Государственной Думы по энергетике можно сделать вывод, что этот вопрос требует особого внимания со стороны Минэнерго, так как в большинстве случаев законодательные инициативы ФСК, МРСК, Интер РАО, Совета рынка, Системного оператора противоречат друг другу.

Этот год был знаковым для отечественной электроэнергетики - Постановлениями Правительства РФ были определены Правила функционирования Долгосрочного рынка мощности (ДРМ) и утверждены его ценовые показатели. Подведены предварительные итоги перехода ряда сетевых компаний к долгосрочным тарифам, рассчитываем по методу доходности инвестированного капитала (метод RAB - регулируемая база капитала). Метод RAB - довольно сложный метод тарифного регулирования и требует от руководства сетевых компаний определенной подготовки. Опыт применения RAB показывает, что к сожалению на территориях при принятии тех или иных регуляторных решений в отношении сетевого комплекса не до конца просчитываются последствия. Поэтому Минэнерго, Федеральной службе по тарифам необходимо оказывать методическую и консультационную помощь сетевым компаниям в этом вопросе. В целом, первый опыт применения метода сетевыми компаниями показал, что долгосрочное регулирование снижает субъективизм в определении тарифов на услуги сетевых компаний и обеспечивает прогнозируемость их деятельности за счет долгосрочного характера тарифообразования. Следующим, по нашему мнению, логичным шагом считаем переход от трехлетнего на пятилетний период долгосрочного регулирования тарифов, и прежде всего осуществить этот переход для Федеральной сетевой компании.

Особую озабоченность вызывает состояние разработки и принятия необходимых технических регламентов в электроэнергетике. Исключительное значение этого инструмента регулирования отмечалось и в выводах Парламентской комиссии по расследованию причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Правительству РФ необходимо существенным образом активизировать эту работу, т.к отсутствие технических регламентов может оказать негативное влияние на обеспечение промышленной и энергетической безопасности в отрасли.

Своевременная разработка и принятие необходимых нормативно-правовых актов в электроэнергетике - была и остается ахиллесовой пятой Правительства РФ. В период весенней сессии Государственной Думы мы приняли базовый закон «О теплоснабжении». На сегодняшний день предусмотренные законом нормативно-правовые акты, без которых закон просто не будет работать, не подготовлены и не приняты. Больше того, Правительством РФ не определен даже федеральный орган, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения. Сказанное в полной мере относиться и к Целевым правилам оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности, по которым электроэнергетика должна работать с 1 января 2011 года.

Еще один пример. В 2009 году остро стояла проблема неплатежей на оптовом и розничном рынках электроэнергии. В целях обеспечения платежной дисциплины был подготовлен законопроект, предусматривающий внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в федеральный закон «Об электроэнергетике». Законопроектом вводится ряд мер по ужесточению платежной дисциплины, противодействие введению ограничения энергоснабжения, нарушения правил трансляции цен с оптового рынка на розничные рынки и др. В апреле 2010 г. законопроект был направлен на заключение в Правительство РФ. На сегодняшний день никакого ответа нет, а проблема осталась, и стоит довольно остро».

Публикации по теме: