Новый автомобиль Toyota на топливных элементах: что это такое, как это работает и зачем это нужно?

Отметьте это в своих календарях: Toyota обещает в своем модельном ряду 2015 года представить серийное транспортное стредство на водородных топливных элементах. Это означает, что они могут появиться на дорогах США в Калифорнии и, возможно, в части северо-восточных штатов, уже в конце следующего года. Мы совершили путешествие в Японию на прошлой неделе, чтобы пройти тест-драйв опытного образца. И вот то, что мы узнали:

Что это

Говоря простым языком, автомобиль на топливных элементах (или FCV — Fuel Cell Vehicle), является транспортным средством, которое приводится в движение электрическим мотором, который работает на электроэнергии, вырабатываемой в результате химической реакции водорода (на борту автомобиля) и забортного кислорода. Единственным побочным продуктом этой реакции является обыкновенная вода (H2O — два атома водорода и один атом кислорода, помните уроки химии?), которая сбрасывается в виде пара через выхлопную трубу.

Как это выглядит

Автомобиль 2015 Toyota на топливных элементах, базируется на основе Lexus HS (на фото выше). Мы тестировали некую помесь из разных автомобилей (тестируемые автомобили оснастили различными частями от других транспортных средств, кроме того, в целях тестирования, там были установлены экспериментальные и опытные образцы деталей), основой которых являлся модифицированный кузов Lexus HS, а интерьер представлял собой сборную солянку из разных автомобилей. Таким образом, весьма сложно сказать как именно будет выглядеть серийный автомобиль.

Но, по словам Сатоши Огисо, управляющего директора и главы передовых технологий Тойоты (он же — отец Prius), серийная версия автомобиля будет весьма похожа на Lexus HS с некоторыми изменениями, поскольку аэродинамике придается, весьма большое значение.

На чем оно ездит

Принцип работы автомобилей на топливных элементах весьма схож с принципом работы подключаемых или полностью электрических транспортных средств. Все они имеют электродвигатель, блок управления и батареи. В подключаемых гибридах добавляется генератор, двигатель внутреннего сгорания и топливный бак. Вместо этого, автомобиль на топливных элементах получает топливные ячейки и пару баллонов с сжатым водородом.

Новые топливные элементы имеют мощность, более чем вдвое превышающую показатели предыдущей версии, генерируя 3 кВт на литр. Так как водород является более концентрированным источником энергии, нежели электричество, автомобиль на топливных элементах может хранить в 4-5 раз больше энергии на борту, и ваш автомобиль может быть использован даже как генератор электроэнергии, в чрезвычайных ситуациях, питая освещение и электроприборы на протяжении более чем одной недели.

Как ее заправлять

В отличие от электрических транспортных средств, вы не сможете заправляться дома — вам будет необходимо найти водородную заправочную станцию. Именно поэтому новинка будет доступна сначала только в Калифорнии, до тех пор пока не будет построена федеральная инфраструктура. На станции, заполнение двух водородных баллонов высокого давления займет около 3 минут, примерно столько же, сколько и обыкновенная заправка бензином.

Именно в этом Toyota и видит основное преимущество, по сравнению с нынешними электрическими транспортными средствами — возможность быстро дозаправиться и двигаться дальше по своим делам, а не ждать часами, пока происходит зарядка. Поэтому, как только будет установлено достаточное количество водородных АЗС, проблемы связанные с ограниченным запасом хода электромобилей, не будут касаться владельцев транспортных средств на топливных элементах.

Каков запас хода

В тестировании, которое проводила Toyota, практический запас хода для автомобиля на топливных ячейках, составил более 500 км (или 310 миль), когда источником энергии выступает водород, который хранится на борту автомобиля в виде двух баллонов. Однако одному из испытываемых автомобилей удалось добиться запаса хода в 650 км, или около 404 миль.

Как она едет

Опять же оговоримся что, испытываемые транспортные средства, на которых нам разрешили поездить не были точными копиями серийных автомобилей, но нас заверили, что они были настроены довольно близко к тому, как конечная продукция автоконцерна будет вести себя после начала продаж. И так как это были сильно модифицированные автомобили, состоящие из разных частей, нам позволили порулить их всего 4 минуты, по заранее обозначенному маршруту на закрытой парковке. Это конечно не классический тест-драйв, но достаточно для того, чтобы почувствовать ускорение и управляемость.

Транспортные средства на топливных ячейках, как и электромобили, имеют максимальный крутящий момент практически мгновенно со старта. Ускорение быстрое, без задержек и провалов, которые присущи бензиновым автомобилям с автоматической коробкой передач. А так как двигатель электрический, он не производит никаких звуков, пока вы не нажмете на педаль газа. Вот тогда вы и начинаете слышать футуристическое завывание все громче и громче, по мере набора скорости. Непонятно, уберет ли Toyota это завывание в серийных автомобилях, но нам оно на самом деле понравилось.

При совершении резких и быстрых поворотов, резина автомобиля начинает повизгивать, но опять же, наверняка в серийной модели будут применяться иные покрышки и настройки. Рулежка отличается свежестью и отзывчивостью, как будто вы едете в аналогичных моделях Toyota или Lexus.

Итого

Новый автомобиль на топливных ячейках, обещает стать отличным автомобилем. Вы получите преимущество нулевого выброса электромобиля и быструю дозаправку бензинового автомобиля — все в одном флаконе! Правда с одной поправкой — если вы живете недалеко от водородной заправочной станции — в противном случае все становится не таким уж радужным, но это пока.

Прогресс должен с чего-то начинаться, и Toyota надеется, сделав автомобиль на топливных ячейках более доступным и роскошным, что водородно-заправочная инфраструктура вырастет довольно быстро. И если все произойдет так, как Toyota ожидает, автомобили на топливных ячейках к 2020 году будут так же популярны на дорогах как и гибриды сегодня.

Публикации по теме: