Импорт среднеазиатского газа не сможет компенсировать нехватку российского

Дефицит предложения на газовом рынке еще несколько лет назад мог стать реальностью, если бы не покрывался закупками недостающих объемов в Средней Азии. Для того чтобы отсрочить наступление дефицита, необходимо значительно нарастить поставки. Проблема состоит в том, что России, наоборот, придется готовиться к их сокращению.

Первоначально главным назначением импорта среднеазиатского газа для “Газпрома” было получение маржи от его перепродажи странам СНГ и в Европу. Со временем эти поставки стали использоваться и для насыщения внутреннего рынка. За 6 лет, с 2002 г. по 2008 г., их доля в газовом балансе “Газпрома” возросла вдвое, с 4% до 8%. По итогам 2007 г. “Газпром” получил 60,7 млрд куб.м из республик Средней Азии, в том числе 42,6 млрд из Туркмении, 9,6 млрд – из Узбекистана, 8,5 млрд – из Казахстана.

Для того, чтобы ликвидировать нарастающий разрыв между спросом и предложением, только в краткосрочной перспективе потребуется увеличение импорта до 80-100 млрд куб.м/год. Однако достижение таких объемов маловероятно по нескольким причинам.

Первая состоит в ограниченном потенциале газодобычи в Туркмении – главном источнике поставок в Средней Азии. Прирост запасов отстает от добычи, кроме того, до сих пор остаются вопросы, сколько газа в стране, поскольку не все запасы были подтверждены в процессе аудита западными компаниями.

Наибольшую опасность для российского газового баланса представляет переориентация значительной части поставок из Средней Азии на другие экспортные рынки, которая разрушит нынешнюю монополию России на транзит газа из региона.

Среднеазиатским поставщикам газа эта монополия невыгодна, поскольку негативно сказывается на их политическом суверенитете и доходах от экспорта. В связи с этим Туркмения, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан придерживаются принципа диверсификации рынков сбыта и маршрутов транспортировки газа. Существование нескольких альтернативных маршрутов, по их мнению, усилит конкуренцию потребителей, сделав их более сговорчивыми в вопросах установления цен на газ и участия в разработке месторождений.

В число таких маршрутов входит строящийся газопровод из Туркмении в Китай мощностью 40 млрд куб.м/год, расширение работающего с 1997 г. газопровода в Иран, обсуждающийся в настоящее время Транскаспийский газопровод.

Использовать одновременно несколько маршрутов намерен и Азербайджан. К первому из них относится уже действующий газопровод, идущий через Грузию и Турцию в Грецию и Италию, а вторым должен стать газопровод Nabucco в Болгарию, Румынию, Венгрию и Австрию. В реализации последнего заинтересованы США, добивающиеся ограничения российского контроля над транзитом среднеазиатского газа, а также европейские страны, заинтересованные в снижении доли “Газпрома” в структуре импорта.

Россия стремится заблокировать или отсрочить реализацию альтернативных газопроводных проектов из стран каспийского бассейна.

Основным достижением стали прошлогодние соглашения с Туркменией и Казахстаном по реализации проекта Прикаспийского газопровода, предполагающего строительство нового трубопровода в направлении российской газотранспортной системы и реконструкцию старого, который имеет ограниченную пропускную способность на уровне 70 млрд куб.м/год. Однако дальше подписания декларативных документов процесс не пошел.

Российское руководство и “Газпром” вынуждены идти на значительные уступки среднеазиатским поставщикам и в области определения цен на газ. К середине 2008 г. Россия приняла предложение каспийских и среднеазиатских поставщиков продавать свой газ по ценам, привязанным к европейским, которые значительно превысят текущие закупочные цены “Газпрома”.

Российская сторона рассчитывает, что у каспийских поставщиков должен снизиться интерес к альтернативным схемам поставок в Европу и Китай, поскольку продажи газа России станут намного прибыльнее.

Однако для среднеазиатских республик коммерческие приоритеты уступают стратегическим приоритетам диверсификации экспорта.

Ради достижения этой цели руководство стран готово идти на значительные уступки компаниям, реализующим альтернативные трубопроводные проекты, например, в области доступа к добычным проектам, а также в сфере ценовой политики. Именно поэтому, например, туркменские власти соглашаются продавать газ Китаю по меньшим ценам, чем “Газпрому”.

В результате для российских потребителей складывается достаточная опасная ситуация, грозящая сокращением среднеазиатского импорта после запуска альтернативных трубопроводных проектов.

Первым из них станет газопровод, идущий из Туркмении через Узбекистан в Китай, который будет введен в строй в 2010 г. Соответственно, уже через 2 года необходимо ожидать снижения поставок туркменского и в целом среднеазиатского газа.

При этом снижение поставок может совпасть по времени и с началом падения общероссийской добычи, о чем уже говорилось в предыдущих статьях. В этой ситуации “проблема 2010 года”, связанная с началом кризиса газоснабжения, примет более острый характер.

Публикации по теме: