Глобальный энергетический кризис дал импульс для базисных технологических инноваций энергосбережения и экологизации энерготехнологий , охватывающих производства, передачу, распределение и рациональное использование энергоресурсов и возобновляемых источников энергии, как одному из приоритетных направлений технологической модернизации и инновационного развития экономики и поэтому становится столь актуальным развитие трансфера инновационных энергетических технологий и девелопмента гибридных генерирующих мощностей на основе использования традиционных и возобновляемых источников энергии и диверсификации инфраструктуры энергоснабжения , которыми может быть любой хозяйствующий субъект, отдельное муниципальное образование и регион в целом, с учетом стратегии развития генерирующих мощностей альтернативной энергетики, ориентированных на разработку схем сетевых комплексов, объединяющие генерирующие мощности источников всех видов возобновляемой энергии территориально приближенные друг к другу, повышающих надежность за счет гибридизации : расширения использования в одной установке нескольких нетрадиционных источников с традиционными, дополняющих друг друга и преобразующих энергию солнца, ветра, воды, геотермального источника и биотоплива в электрическую энергию одновременно, или независимо друг от друга, как наиболее адекватном механизме практической реализации научно-технических нововведений, который должен аккумулировать лучшие отечественные и зарубежные знания и технологии и выступать для заказчика системным интегратором инноваций на основе прединвестиционного энергоаудита и гарантом успешной реализации инновационного проекта и обеспечить интерактивный охват полного инновационного цикла в непрерывном инвестиционном процессе управления проектом с момента возникновения идеи (замысла),от изучения коньюктуры рынка ВИЭ, технико-экономического обоснования проекта и его разработки, проектное финансирование и конструирование схем реализации инвест.проектов, проектирование, организацию строительства до комплектной поставки оборудования, его системной интеграции, сдачи «под ключ» с кадровым обеспечением дальнейшего энергосервисного обслуживания и коммерческой эксплуатации(капитализации ) сооруженных объектов и продажу производимой ими энергии для интеграции возобновляемых источников энергии в общий энергетический комплекс. При подготовке решений для инвестирования проектов Государственной программы энергосбережения и повышения энергоэффективности на период до 2020года становится необходимой срочная оценка состояния системы энергоснабжения объекта, т.к предприятию или потенциальному инвестору необходима оценка условий достаточности обеспечения энергоснабжения предприятия для диверсификации и минимизации затрат при реализации инвестиционного проекта В настоящее время, к примеру, в связи с реформированием ЖКХ, в случаях смены собственника промышленного предприятия, администрация муниципального образования принимает решение о повышении надежности и эффективности энергоснабжения поселка. Поселок снабжается теплом и электроэнергией от нескольких поставщиков тепла и электроэнергией по локальным сетям, не связанным между собой, причем котельных и подстанций у поставщиков – десятки . В этом случае, для принятия решений о реорганизации системы энергоснабжения, вернее, для создания системы управления энергоснабжением поселка (города) необходимо решить следующие задачи: 1) Оценить перспективу развития жилищного фонда поселка (возможно при отсутствии Генерального плана развития поселка); 2) Определить возможности развития промышленности и сферы услуг (при сложности планирования в условиях перманентной «перестройки»); 3) Оценить техническое состояние подстанций котельных и сетей (при отсутствии достаточной документации в результате смены собственников в постсоветский период); 4) Разработать Программу снижения затрат на производство и транспорт тепла, ранжировать этапы реализации энергосберегающих мероприятий и проектов на 3-5 лет с оценкой требуемых затрат; 5) Разработать Программу снижения потерь тепла и электроэнергии у потребителей (при недостатке достоверной информации по техническому состоянию зданий и сооружений); 6) Оценить перспективы изменения тарифов на энергоресурсы на 3-5лет; 7) Подготовить Сводную Программу развития энергоэффективной и экономичной системы производства и потребления энергоносителейу потребителей; 8) Подготовить Бизнес-план инвестиционного проекта для реализации Программы развития системы энергоснабжения поселка и оценить риски его реализации. 9) Реализовать инвест- проект: ПИР, строительство и монтаж, пуско-наладка, энергосервисное обслуживание и коммерческая эксплуатация.
Очевидно, что каждая задача требует для своего решения значительного времени и работы специализированных организаций. Как оценивать стоимость этой работы?
Подготовка 1-2 вариантов Бизнес-плана по данным Заказчика (по опыту последних лет) составляет 10-20 тыс. долларов (то есть в среднем 450 тыс. руб.). Разработка Генерального Плана развития поселка может составить несколько миллионов рублей.
Решение обозначенных задач необходимо готовить одновременно и быстро. Эти задачи могут быть решены квалифицированной энергоаудиторской организацией в рамках предпроектного или инвестиционного энергоаудита. В российской квалификации имеется понятие «предпроектный энергоаудит». Предпроектный энергоаудит подобен пред проектному обоснованию осуществимости проекта (feasibility study), которое делает проектная организация. В западной терминологии есть название прединвестиционный или инвестиционный энергоаудит. Термин «прединвестиционный энергоаудит», по нашему мнению, является более точным в случае, когда предприятию или потенциальному инвестору необходима оценка условий достаточности обеспечения энергоснабжения предприятия и минимизации затрат при реализации инвестиционного проекта.
Для решения вышеприведенных задач модернизации системы энергоснабжения поселка необходим именно инвестиционный энергоаудит. Энергоаудит в данном случае будет предшествовать работе проектантов по ряду подпроектов данного инвестиционного проекта. На основе пред инвестиционного энергоаудита должны быть обоснованы исходные данные для бизнес-плана проекта. После проектирования и строительства энергетического объекта или системы целесообразно проводить энергомониторинг эффективности проекта во взаимосвязи с меняющимися условиями производства, учитывая возможность корректировки проекта в течение всего срока его выполнения. Таким образом, энергоаудитор может выступать как инициатор проекта и далее, как консультант,как руководитель проекта, ген.проектировщик, ген.подрядчик участвовать в проекте, внедряя и дорабатывая необходимые инновации. При этом ответственность энергоаудитора за результаты проекта значительно повышается.
При обосновании целесообразности осуществления проекта, например, при строительстве промышленной электростанции (или котельной), перед выполнением технико-экономическими расчетов и определением рентабельности, необходимо определить такие критерии как: отношения собственности, возможности реализации договорных отношений по топливоиспользованию с учетом применения инновационных технологий имеющих высокую энергетическую эффективность, в том числе возобновляемых источников энергии, проблемы реализации тепловой и электрической энергии (эти решения можно назвать Концепцией проекта),
Заказчик периодически или хотя бы раз в жизни сталкивается с необходимостью реализации конкретного проекта и ему иногда трудно определиться даже с Концепцией проекта.По крайней мере, этот процесс осознания необходимости реализации проекта занимает длительное время. Ориентация Заказчика на собственные силы приводит к потере времени, а время - это деньги. Например, задержка со строительством собственной электростанции мощностью 10 МВт на 1 год грозит отсрочкой получения потенциальной экономии затрат на электроэнергию в размере до 30 млн. руб.
Энергоаудиторы, как консультанты, работающие с широким кругом вопросов по производству энергии и энергообеспечению предприятий-потребителей энергии, могут и должны обеспечить Заказчику квалифицированную техническую услугу по подготовке предпроектных решений. Опытные консультанты должны анализировать и оценивать энергетические проекты за короткие сроки и определять, при каких условиях проекты являются технически и финансово осуществимы.
В качестве примера была взята одна из сложных задач, которые должны решаться в рамках Программы реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства и Государственной программы энергосбережения и повышения энергоэффективности на период до 2020года.
В соответствии с возрастающим уровнем требований повышается роль энергоаудитора, повышается и уровень требований к его квалификации, которая должна охватывать технические вопросы энергоснабжения, энергосбережения и возможности оценки финансовых и экономических вопросов.
Инновационно-инжиниринговая компания «ЭПРОМНА», имея значительный опыт проектирования, строительства, монтажа, наладки и эксплуатации энергоустановок традиционной энергетики, активно участвует в реализации инвестиционной и инновационной политики в сфере энергетической эффективности, выполняя подрядные работы по инжинирингу сетей электроснабжения в инвестиционно- инновационном проекте геотермального теплоснабжения в п. Розовый Краснодарского края , специализируясь на инновационном менеджменте технологий энергосбережения и диверсификации энергоснабжения на основе использования возобновляемых источников энергии, успешно сотрудничая с ведущими научно-исследовательскими институтами в области обмена информацией по соответствующей тематике, заинтересована в развитии своего бизнеса на практическом внедрении наиболее перспективных энерготехнологий для увеличения количества случаев использования типовых проектов, имеющих имеющим высокий класс энергетической эффективности, и (или), использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии , и совместной деятельности по энергетическому девелопменту, включающему энергоаудит, проектное финансирование и конструирование схем реализации инновационных инвест.проектов, проектирование, организацию строительства, обеспечение коммерческой эксплуатации сооруженных объектов и продажу производимой ими энергии для реализации типовых проектов Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020г. и приоритетного развития электрогенерации на основе (ВИЭ) на отдельных муниципальных территориях с учетом стратегии развития генерирующих мощностей альтернативной энергетики, ориентированных на разработку схем сетевых комплексов, объединяющие генерирующие мощности источников всех видов возобновляемой энергии территориально приближенные друг к другу и повышающие надежность за счет гибридизации : параллельной работы генераторов, расширения использования в одной установке нескольких нетрадиционных источников с традиционными, дополняющих друг друга и преобразующих энергию солнца, ветра, воды, геотермального источника и биотоплива в электрическую энергию одновременно, или независимо друг от друга, и последующей эксплуатацией преобразующих (генерирующих) мощностей с повышением технологического и экономического уровня производства, передачи и распределения с технологией взаимодействия с энергосистемой , сертификацией и сбытом альтернативной энергии с заключением энергосервисных договоров (контрактов) с потребителями , при соблюдении охраны труда , техники безопасности и, соответственно, подготовкой собственных квалифицированных кадров и опыта для интеграции потенциала возобновляемой энергетики в общий энергетический комплекс. Предлагая вашему вниманию бизнес- концепцию реализации инновационных и инжиниринговых технологий обеспечения крупных капиталоемких инфраструктурных проектов, связанных с реновацией и масштабностью развития электрогенерации на основе использования ВИЭ, и значительное технологическое отставание России из-за отсутствия оборудования и технологий производства энергии на основе возобновляемых источников энергии, когда придется сначала принять и освоить передовое, что уже наработано мировым сообществом , параллельно усовершенствуя и создавая отечественные разработки , где передача технологии должна осуществляется вновь образованным(специально для этой цели) компаниям, с необходимой организационно – правовую формой деятельности на принципах государственно-частного партнерства и финансирования подготовки и проведения конкурсов на право заключения концессионного соглашения, включая подготовку конкурсной документации, и мероприятий по подготовке территории строительства, включая выкуп земельного участка, и разработки проектной документации на объекты капитального строительства, планируемых к реализации в рамках концессионных соглашений, со схемой начального и проектного финансирования бизнеса, сформированного на гибридных технологиях прямого государственного участия в акционерном капитале и бизнес-планировании (инженерные изыскания, экономическое обоснование, маркетинговые исследования , вступление в СРО, сертификация энергоаудита и трансфера инновационных технологий ), венчурного инвестировании и долгового(кредитного) проектного финансирования инвест-проектов с последующей капитализацией и корпоративной стратегией развития частно - государственного партнерства при реализации энергетических проектов за счет стимулирования экономической мотивации малого бизнеса в энергетическом секторе, чтобы обеспечить эффективное производство наукоемких инновационно-инвестиционных услуг уже за счет собственного оборотного капитала с последующими (на основании полученных результатов) инвестициями в новые проекты и т. д. тем самым обеспечить замкнутую систему управления инновациями по схеме: инновации - инвестиции - мониторинг конечных результатов - инвестиции и т.п. для создание благоприятной коммуникативной среды, налаживания контактов в деловом сообществе, между представителями власти, науки и бизнеса, консультирования по вопросам продвижения частных инициатив, предложений и проектов в области ГЧП на государственный уровень и формирования долгосрочной политики развития возобновляемых источников энергии , которая предполагает переход к возрастанию роли деконцентрации и демонополизации производства, повышению удельного веса малых и средних организаций, в которых в основном и зарождаются инновации, с одновременным развитием и интеграционными тенденциями от образования некоего союза, ассоциации, консорциума, холдинга малых предприятий (степень юридического объединения может быть различной от полной самостоятельности до полного слияния) до межгосударственных союзов, связанных общим имущественным интересом с разными долевыми и властными ролями . Такой единый интерес подразумевает достаточную откровенность и информационную открытость, «прозрачные правила игры» внутри этого объединения , поддержку проектов на муниципальном, региональном и федеральном уровне, готовности местных/региональных властей взять на себя значительную долю рисков и обеспечить финансирование проекта на начальной стадии(в зоне максимального риска) и поэтому поток информации снизу вверх для всех участников достаточно интенсивен и не встречает препятствий коньюктурного характера, тем более что в некоторых случаях этот поток может заметно изменить долевое участие некоторых участников процесса в общем объеме промышленной собственности возникающей после внедрения и капитализации инновации за счет порождения новых и новых патентов на дочерние инновации на любом этапе, активизируя обратные связи всех звеньев интеллектуальной и технологической цепи, являющейся лишь стержнем, вокруг которого на протяжении жизненного цикла постепенно формируются функционально новые исполнители и ответвления, разветвления и петли информационного обмена, изменяющий отношение к интеллектуальному потенциалу русских умельцев, всю жизнь вынужденных изобретать, не имея под руками практически ничего кроме собственной предприимчивости, инициативы и смекалки, спрос на который не угасает несмотря ни на какие кризисы, включая науку, теплящуюся на уровне фундаментальных открытий, теплящуюся потому, что фундаментальная наука финансируется исключительно государством и поэтому этот первый и остальные блоки инновационного процесса практически не мыслит товарными категориями, не говоря об инициативе по передаче прав интеллектуальной деятельности , оборудования, денежных средств и иного имущества в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного общества заинтересованного в таком сотрудничестве, иначе значительная часть инвестиционных ресурсов, предназначенных для строительства объектов в сегменте ВИЭ, будут уходить за рубеж, т.к. проще дать деньги, а не заставить большие компании покупать российские инновации, разбудить инициативу в зарабатывании на мозгах и более умно относиться к государственным деньгам и привлекать инвестиции мировых фондов содействия развитию низкоуглеродной альтернативной энергетике в поддержку Новой Энергетической Стратегии на ближайшее десятилетие (2011 – 2021).
Генеральный директор ООО Инновационно – инжиниринговой компании«Эпромна" инженер-электрик, к. т.н. по разделу: «Энергоустановки возобновляемых видов энергии», Хлепитько Владимир Николаевич. 352507,Россия,Краснодарский край, г.Лабинск, ул. Владимирская, 171 тел/факс 8-(86169) 6-86-08 моб.8-918-64-94-396. Email: Epromna@mail.ru, http://www.epromna.clients.ru