“РусГидро”: будущее энергетики связано с возобновляемыми источниками энергии.Часть 1
Глава департамента ВИЭ “РусГидро” Павел Понкратьев рассказал AEnergy.ru о своём видении перспектив развития альтернативной энергетики в России, проблемах и задачах системы государственного стимулирования и стратегии “РусГидро” на формирующемся рынке.
На Ваш взгляд, на сегодняшний день, без системы государственной поддержки, могут ли какие-либо проекты в сфере возобновляемой энергетики быть конкурентоспособными?
Сегодняшний уровень развития технологий позволяет развивать ВИЭ в так называемых изолированных зонах. Это определяется сложившейся конъюнктурой цен в изолированных районах, которая, в свою очередь, определяется возможностями дизельной генерации. Себестоимость 1 кВт·ч электроэнергии даже на самых современных дизельных электростанциях сегодня составляет около 10 руб. Комбинированное использование ветровой генерации или малых ГЭС совместно с дизельными электростанциями позволяет снизить себестоимость 1 кВт·ч до 5-6 руб. Таким образом, без учёта инвестиционной составляющей, мы уже сейчас можем получить снижение себестоимости кВт·ч в два раза в этих регионах. Это уже является серьёзным экономическим стимулом для снижения нагрузки на федеральный, региональные и муниципальные бюджеты, которые вынуждены субсидировать дизельную генерацию, устанавливая цену 2-4 руб. за кВт·ч для населения, и северный завоз дизельного топлива в целом.
Вторая ниша экономически оправданного использования ВИЭ на сегодняшний день – генерация на основе отходов ЦБК и в целом лесопромышленного комплекса. С учётом того, что большинство предприятий отрасли не находятся в зоне максимальной сетевой доступности, внедрение технологий переработки отходов (или перевод уже существующих генерирующих мощностей на опилки, щепу, биогаз, пеллеты) даёт также серьёзное экономическое преимущество. Надо сказать, что процесс развития биотехнологий в энергетике активно идёт с конца 1980 гг. и многие предприятия уже сейчас используют свои отходы для генерации тепла, а в отдельных случаях и электроэнергии.
Мутновская ГеоЭс
А после внедрения системы надбавок к цене оптового рынка, какие направления развития ВИЭ станут наиболее перспективными? Всё равно экономический эффект останется наиболее существенным в уже указанных нишах, или условия для разных видов генерации примерно выровняются?
Надо понимать, что указанные ниши всё же являются очень узкими, и концентрация на этих проектах не позволяет развивать крупную сетевую генерацию за которой, безусловно, будущее. Максимальный заказ на генераторы, ветротурбины, генераторы для малых ГЭС, солнечные ФЭС может быть достигнут только когда мы переходим к понятию комплексных сетевых проектов, использующих ВИЭ. Поэтому перспектива, безусловно, за сетевой генерацией на основе ВИЭ, и дальнейшее развитие технологий будет в основном ориентировано на развитие сетевых комплексов. Но сегодня самым существенным препятствием реализации таких проектов и развития таких технологий является отсутствие экономических стимулов. Сегодня цена кВт·ч такой генерации значительно превосходит цену той электроэнергии, которая продаётся на оптовом рынке. Для этих целей и предполагается применение так называемой системы надбавок и введение компенсации за техническое присоединение, данные нормы поддержки закреплены ФЗ-35 “Об электроэнергетике”.
Децентрализованной генерации на основе ВИЭ в таком случае не нужна государственная поддержка? В законодательных проектах не предусматривается никаких преференция для такой генерации. Это оправдано, на Ваш взгляд?
Да, действительно, Федеральный закон № 35 “Об электроэнергетике” в большей степени регулирует развитие ВИЭ на оптовом рынке, а, соответственно, и генераторов на оптовом рынке. Но нужно понимать, что внедрение децентрализованных ВИЭ – это в большей степени потребность государства, чем бизнеса, по причинам о которых я говорил выше, но бизнес обязательно пойдёт в этот сектор как только будут сформированы прозрачные и неизменные правила формирования и использования экономического эффекта от уменьшения потребления топлива. Вот ещё одна цифра – комбинация ветровой электростанции и дизельного генератора позволяет снизить потребление дизельного топлива на 30-50%. Таким образом, за счёт снижения топливной составляющей такой проект окупается за 5 лет, а нагрузка на бюджет уменьшается. Но есть и препятствия – северный завоз затрагивает и интересы, и ответственность за надёжность энергообеспечения местной исполнительной власти и региональных энергетических компаний. Таким инициативам нужна серьёзная поддержка на федеральном уровне, а также экономическая помощь, так как сооружение ВЭС в изолированных зонах обходится дороже как минимум в полтора раза. Поддержка этих проектов уместна в рамках целевых программ, разрабатываемых Министерством Регионального развития, однако таких программ на сегодняшний день нет, нет понятных инструментов реализации таких программ, нет и производителей необходимого оборудования, поскольку реально не сформирован рынок этих технологий, нет серийных заказов. И для сетевой и для децентрализованной генерации существует подобная проблема – нет рынка, нет заказов, нет сформированных чётких целей. Сформирована национальная задача – 4,5% общей выработки электрической энергии в 2020 г. должно быть обеспечено за счёт использования ВИЭ. Но нет главного – за счёт каких видов ВИЭ и в какие промежуточные периоды это будет достигаться. Формирование такого документа на уровне Минэнерго сформирует потребности Государства и даст необходимый сигнал бизнес сообществу. Последующее принятие Правительством РФ пакета нормативно-правовых актов по поддержке развития генерации с использованием ВИЭ создаст благоприятный инвестиционный климат – тогда пойдёт и трансферт технологий, и разработка и выпуск отечественного оборудования, и реализация национальной задачи – 4,5%.
Кислогубская ПЭС
Существует ли понимание этих проблем на уровне Государственной Думы, Правительства РФ и Министерства энергетики? Осознаёт ли государство выгоды от внедрения использования ВИЭ?
Абсолютно очевидно, что сегодня есть определённый уровень недопонимания со стороны этих государственных институтов. Это может быть связано с недостаточной информированностью по этой теме как населения, так и властных кругов. Ведь развитие ВИЭ – это не только установка новых генерирующих мощностей, но и комплексное развитие материаловедения, энергетического машиностроения, научно-образовательной базы. Синергетический эффект приводит и к созданию занятости, и к экономическому росту, и к развитию таких научных и инженерных направлений как физика твёрдого тела, полупроводники, химические технологии, разработка и постановка на производство редукторов, генераторов, накопителей энергии, композитных материалов, не имеющих развитых отечественных серийных технологий. Государство должно быть готово к затратам из бюджета, понимая, что они принесут ещё больший экономический эффект, а то и новый виток технологического развития. Кроме того это возможность удержать «мозги». Лучшие выпускники МФТИ, МГУ, МГТУ сегодня вынуждены уезжать за рубеж, чтобы реализоваться.
Кроме того на рубеже 2025-2030 гг. весь мир и, в частности Россия как главный игрок на рынке энергоресурсов, столкнётся с тем, что все углеводороды будут использоваться только в химической, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности для производства моторных топлив и полимерных материалов. Причина простая – ресурсная недостаточность, а генерация из них тепла и электроэнергии станет нерентабельной и по экономической причине и по ресурсным ограничениям. Необходимо уже сейчас начинать готовиться к этим кардинальным изменениям в энергетике, нужно иметь технологические заделы и серийное производство оборудования для использования ВИЭ. Важно отметить и то что развитие использования ВИЭ не находится в прямой конкуренции с атомной энергетикой и есть составная часть общей энергетики, и является важнейшим компонентом энергоэффективности экономики в целом и электроэнергетики в частности.
Остановимся поподробнее на системе государственных стимулов. Предположительно размер надбавки будет пересматриваться ежегодно для регулирования рынка? Расскажите поподробнее, как будет работать эта система.
В Постановлении Правительства РФ N426 от 3 июня 2008 г. “О квалификации генерирующего объекта на основе возобновляемых источников энергии” заложена квалификация физического генератора, а не юридического лица, установившего этот генератор, как функционирующего на основе ВИЭ. Благодаря этой системе, размер надбавки для каждого генератора и срок её действия будет зависеть от года, в котором проведена процедура квалификации. А для новых объектов размер надбавки будет пересматриваться год от года – это нормальная практика. Таким образом, изменение размера надбавки позволяет Министерству энергетики регулировать рынок, и в тоже время система квалификации физического генератора позволяет инвестору иметь достаточный инвестиционный горизонт для планирования денежных потоков.
Законодательством также предусмотрено присутствие государства на рынке посредством регулятора – НП Совета рынка, Федеральной службы по тарифам, государственных компаний сектора энергетики, а это серьёзные и экономические и административные рычаги развития генерации на основе ВИЭ.
Контуры будущей системы поддержки, таким образом, уже сформированы; в чём же тогда причины медленного появления нормативно-правовых актов, регулирующих рынок ВИЭ?
Во-первых, это проблема недопонимания, о которой мы говорили. Во-вторых, это объективные предпосылки: недоразвитость машиностроения; опасение, что система надбавок усугубит нагрузку на потребителей электроэнергии. Хотя последний фактор не столь существенен, как может показаться. При достижении целевых показателей к 2020 г. цена электроэнергии за счёт надбавок вырастет на 7,5%, или 35 коп. при цене 5-6 руб. за кВт·ч в 2020 г. А в 2010 г. при достижении показателя 1,5% от генерации эта надбавка составит всего 3 коп. Сегодня мы теряем гораздо больше – у нас колоссальные потери в сетях, а установка ВЭС на консолях ЛЭП может уменьшить технологические потери на 5-7%.
Недостатком формирующейся системы государственной поддержки, на наш взгляд, является невзаимосвязанное развитие программы повышения энергоэффективности и энергосбережения и развития ВИЭ (в ЕС и США, например, эти программы реализуются комплексно). Что Вы думаете по этому поводу?
Согласен. У нас почему-то обособили эти направления, хотя развитие ВИЭ является неотъемлемой частью программы повышения энергоэффективности. Более того в самом ФЗ №35 “Об электроэнергетике” вводится понятие энергоэффективности как соотношение общего количества произведённой электроэнергии к количеству произведённой электроэнергии из невозобновляемых источников. То есть чем выше коэффициент, тем электроэнергетика более энергоэффективна. Но этот показатель почему-то никто не использует, хотя идея законодателей, заложенная в законе, по своей сути революционна. Для РФ этот показатель составляет 1,2-1,25, для Нидерландов, например, достигает 2, а для Норвегии более 10, при абсолютной углеводородной достаточности, ни одного м³ газа не сжигается на ТЭЦ – всё идёт в нефтехимию и на экспорт. Энергоэффективность и генерация на основе ВИЭ – это общие компоненты инновационного пути развития экономики РФ.
AEnergy.ru выражает свою признательность П.А. Понкратьеву за предоставленную информацию и интервью
Артём Чуриков
Географический факультет МГУ
01.10.2009
рубрики: Аналитика.