Технический директор Tesla о будущем электрического транспорта и хранения энергии

Технический директор Tesla, господин Страубел (JB Straubel) стал основным докладчиком на ежегодном симпозиуме, посвященном хранению энергии, который провела организация Joint Venture Silicon Valley на прошлой неделе. Ранее он занимал должность технического директора Volacom, является выпускником Стэнфордского Университета и является одним из членов правления SolarCity. Задолго до прихода в Tesla, Страубел построил уникальный электрический Porsche 944.

Электрические автомобили

Страубел подчеркнул скорость, с которой производительность аккумуляторов увеличивается, отметив, что передовым решением для электромобилей в 1990 году были свинцово-кислотные аккумуляторы. “Литий-ионная технология в корне изменила расклад сил — запас хода, энергетическая плотность, количество циклов зарядки-разрядки”, говорит технический директор, добавляя: “Эта технология и стала событием — катализатором, который позволил появиться на свет Tesla Motors”. Он продолжил: “В 2003 году никто не производил литий-ионные батареи для бытовых автомобилей, а сейчас, почти каждый автопроизводитель имеет транспортное средство с питанием от литий-ионной батареи в своей продуктовой линейке.” Он отозвался о технологическом росте на рынке батарей, за последние десять лет, как о потрясающем факте.


Страубел: “Я очень люблю батареи. Я мог бы любить батареи больше, чем автомобили”.

Страубел рассказывал о сложной борьбе с двигателем внутреннего сгорания на его родной земле — в мире гоночных автомобилей, говоря о создании спорткара Tesla Roadster. “Roadster имел самый большой аккумулятор в автомобиле тех времен, и люди были в восторге от аккумулятора емкостью 50 киловатт-час. Теперь, это уже кажется устаревшей технологией, которая с тех пор была значительно улучшена и переработана.” Он отметил, что за те пять лет, между запуском Roadster и Model S, производительность батарей улучшилась на 40 процентов. Страубел заявил, что энергетическая плотность батареи удвоилась за последние десять лет, и что этот прогресс в обозримом будущем не остановится.

Страубел сказал, что “дорожной картой для Tesla, всегда являлись электромобили для массового рынка — мы не собирались производить исключительно спортивные автомобили, мы собрались возглавить электрическую революцию! Нужно продать миллионы электрических автомобилей, чтобы раскрыть потенциал электрического транспорта”, добавил он.

Он отказался раскрыть стоимость батареи для Model S, но намекнул, что за пределами автомобильного рынка, они бы были весьма конкурентоспособными.

Гига-фабрика по производству батарей

Страубел заявил, что не надо быть математиком, чтобы представить сколько гигаватт-часов батарей потребуется для 500 000 автомобилей, сходящих ежегодно с конвейера существующего завода во Фремонте. Tesla планирует использовать почти 10 процентов мировых мощностей по производству литий-ионных аккумуляторов. “Ожидаемые объемы производства Tesla к 2020 году превысят любой возможный потенциал производства литий-ионных аккумуляторов в мире”, говорит технический директор.

Страубел также говорил о том, что новая гига-фабрика Tesla сможет “удвоить производственную мощность литий-ионной промышленности всего мира и способна заново изобрести цепочки поставок”. Он сказал, что Tesla приступит к началу строительства в течение ближайших нескольких недель. “В общей сложности, 35 гигаватт-часов произведенных аккумуляторных ячеек с нового завода, будут удовлетворять потребности завода в Фремонте, и 15 гигаватт-часов будут направлены на создание стационарных аккумуляторных батарей.

Аккумуляторные технологии

Технический директор предположил, что технология литий-ионных аккумуляторов будет доминировать еще пять, может быть, десять лет.

Он уверен, что произойдет значительное улучшение технологий производства катодов, анодов и материалов электролита, но в течение следующих пяти или десяти лет, в значительной степени технология и рынок, будут выглядеть примерно также как и сегодня. По мнению технического директора, не было смысла менять размер ячейки или бороться за изменения форм-фактора 18650 (иными словами, размер привычных нам “мизинчиковых” батареек ААА). Прогресс произойдет после улучшения анодного и катодного материала, а вовсе не от изменения формы батареи.

Стационарные системы хранения энергии и возобновляемые источники энергии

“Мы компания, которая в равной степени занимается инновационной энергетикой и производством электромобилей.” Таков был ответ Страубела, на вопрос “почему Tesla участвует в проектах по стационарному хранению энергии”. Он сказал, что бытовые аккумуляторные блоки батарей имеют такую ​​же архитектуру как и автомобильные батареи.

Он отметил, что с прошлого года, аккумуляторная установка, емкостью в 2 мегаватт-часа помогала справляться с нагрузками на заводе Tesla в Фремонте, беря на себя 10 процентов от пикового потребления. “И это еще небольшая установка”, добавил Страубел. “Масштабы, на которые мы должны выйди, намного больше этого.” Емкость аккумуляторной установки будет расширена до 4 мегаватт-часов в ближайшие три-четыре месяца.

“Мы уже запустили пилотное испытание наших решений по хранению энергии. Уже сегодня подобная установка, мощностью 400 киловатт-час эксплуатируется на станции сверхбыстрой зарядки (Supercharger) в Техон Ранчо в Южной Калифорнии. Станции сверхбыстрой зарядки являются идеальным применением подобной технологии, учитывая их невероятно высокие пиковые нагрузки.”

Стационарные решения намного легче проектировать и защищать от вибрации и тепловых угроз, по сравнению с решениями для автомобильного транспорта. По мнению Страубела, рынок хранения энергии будет расти быстрее, чем многие думают. Сама идея резервного хранения энергии трудно поддается количественной оценке.

Tesla уже экспериментирует со своими аккумуляторными системами в ряде различных зданий. “Как совместить сверхвысокую концентрацию возобновляемых источников энергии с общей энергосетью? Это то, что будет двигать вперед рынок хранения энергии в течение следующего десятилетия”, сказал технический директор.
“Мы просто не научились мыслить достаточно масштабно”, сказал в завершение господин Страубел.

Публикации по теме: